Sitemap
Размер шрифта:

Как победить страх?

23 марта 2017  

Любой человек, хотя бы раз в жизни, испытывал чувство страха. Большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер.

Что же такое страх?

Страх – это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.

В большинстве своем взрослые страхи формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу.

Рассмотрим различные возможные причины формирования детских страхов:

Почвой для формирования детских страхов чаще всего становится один или несколько из нижеперечисленных факторов:

  1. Конкретный случай. Страх может быть обусловлен прошлым негативным опытом, который приобрел ребенок (покусала собака, потерялся в магазине и т. п.). Боязнь повторения неприятного случая, как правило, легко поддается коррекции, если это делать вовремя. Развитие подобных страхов у детей дошкольного возраста напрямую зависит от характера. В группе риска дети с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, мнительностью;
  2. Окружающая обстановка. У маленьких деток причиной возникновения страхов могут стать конфликты внутри семьи. Бывает так, что ребенок чувствует себя виноватым в частых ссорах родителей. Кроме таких случаев, формирование страхов нередко становится результатом сложностей общения со сверстниками. Если другие дети не принимают малыша в свой коллектив, обижают его, он начинает бояться посещать садик или школу;
  3. Внешнее внушение. Частые предупреждения об опасности со стороны взрослых тоже могут стать фундаментом для развития страхов у детей. Родители, близкие родственники и воспитатели нередко чересчур эмоционально предупреждают ребенка о том, что какие-либо действия или ситуации могут быть опасны: «Не бери – обожжешься!», «Не ходи – упадешь!», «Надень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает только вторую часть предложения, и хотя ему еще не знакомы последствия, на основе полученного вербального опыта ребенок распознает угрозу и в конечном итоге регулятором его поведения становится страх;
  4. Запугивание малыша. В попытках добиться послушания: «Будешь баловаться – придет злой дядька, посадит тебя в мешок и утащит!»;
  5. Бурная фантазия. Страхи у детей дошкольного возраста часто являются вымышленными. Кто из нас в детстве не боялся темноты, которая превращала обычные предметы в грозных монстров? Однако каждый ребенок по-разному реагирует на собственные выдумки: кто-то быстро забывает о них, а у кого-то на их фоне развиваются нервные расстройства;
  6. Нарушения психики. Иногда страхи становятся одним из симптомов невроза (нарушение психической деятельности при котором адекватные и рациональные формы поведения приобретают искаженный характер, что приводит к специфической (различающейся от случая к случаю) дезадаптации), которое требует обязательного лечения. Проявлением невроза могут стать страхи, нехарактерные для детского возраста, или тяжелые приступы тревоги по различным поводам (в том числе и не выходящим за пределы возрастных норм).

Как родители могут помочь своим детям пережить страхи:

  1. Создайте в семье стабильную, доброжелательную атмосферу, окружить ребенка вниманием, заботой и любовью. Он должен чувствовать свою значимость и защищенность;
  2. Почаще обнимать ребенка, прижимать к себе, целовать, гладить по голове;
  3. Узнавать и уточнять, что стало причиной страхов у ребенка. Расспрашивайте ребенка, что его пугает, спокойно и с доверием реагируйте на его признания. Задача родителей – как можно больше узнать о том, кого или чего боится ребенок;
  4. Применять такой способ коррекции страхов у ребенка- «эмоциональные качели». Смысл состоит в попеременном переходе из одного состояния в другое (противоположное), от состояния опасности к состоянию безопасности, например, ребенок гладит собаку, которая его пугает, и тут же оказывается в маминых объятиях;
  5. Приучать ребенка к пугающим его предметам. Дети часто боятся того, что им непонятно и незнакомо;
  6. Совместно рисовать с ребенком: нарисуйте пугающие его ситуации или предметы, чтобы озвучить их. Перенося свои страхи на бумагу, дети освобождаются от них. В конце лист бумаги с рисунком необходимо смять, порвать и т.п. Позвольте ребенку самостоятельно распорядиться его рисунком, в сопровождении взрослого человека.

Выберите в воспитании ребёнка золотую середину. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», волками и т.п. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания) Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Литература:

1. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей», 2010 – 310 с.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?, 2008–84с.

Составитель: ведущий психолог отделения «Агентство развития семейных технологий и форм устройства несовершеннолетних» Азарова Е.С.

Источник: Департамент социального развития Тюменской области

Изменено:
Создано:



© 2010 — Правительство Тюменской области

Администратор ГКУ ТО "ЦИТТО" Портал реализован на платформе "SiTex"