Sitemap
Размер шрифта:

Как развивать моторику у ребенка?

28 августа 2017  

Развитие мелкой моторики у ребенка – один из важнейших этапов всестороннего развития.

Что же такое «мелкая моторика»? Это способность выполнять мелкие  и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка и особенно влияет на процесс формирования речи вашего малыша. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависят от, того насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Если ребенок с раннего детства не получает поддержку в развитии, то это ведет к отставанию детей в моторном развитии. Несформированность моторики (движения пальцами рук, ног) проявляется в виде недостаточной точности и ловкости.

Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия, ограничивающие произвольные движения или мало двигается, то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев. Превращаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют необходимую потребность ребенка в движениях. Такие компенсаторные действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости речи, невнятности и смазаности произношения.

В этом случае, чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений и нарушений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизиологическое развитие.

Поэтому развивая мелкую моторику необходимо уделить внимание и крупной моторике.

Навыки крупной моторики – это фундамент, база для формирования тонких движений рук. Развитие головного мозга у ребенка напрямую связанно с развитием мелкой моторики руки. Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь малыша потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а так же выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Часто взрослые спрашивают, а в каком возрасте можно начать развитие мелкой моторики? Начать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусы, шнуровки.

Лепка этот вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале необходимо показать ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки, заинтересовать его.

Важно соблюдать безопасность игры и смотреть, чтобы маленький исследователь не ел пластилин. Ребенку важно уловить чёткую связь между движениями рук и результатом (формой), который может получиться. Поначалу он научиться создавать простые, примитивные фигурки: шарики, колбаски, лепешки, но это поспособствует возникновению желания слепить что-то определенное. Важно подготовить материал к работе (т.к. у малышей могут возникнуть трудности с этим): размять пластилин, дабы он стал мягким, эластичным. Начинайте с самых простых упражнений, например, с раскатывания небольшого кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями.

Пофантазируйте с малышом, пусть это будут не обычные колбаски, а например, столбики для игрушечного забора или шпалы; а когда Вы соедините концы, получится колечко или бублик. После можно приступать к освоению процесса лепки предметов округлой формы. Главное правило — играйте безопасно, когда у ребенка хорошее настроение, ему не хочется спать и он здоров.

Развивая мелкую моторику у дошкольника не нужно забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков.

Хорошими помощниками в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки: пазлы, картинки – вкладыши, шнуровки.

Для взрослого, который решил помочь малышу развить навыки мелкой моторики рук необходимо понять, что такие действия как рисование, лепка и работа с песком, с тестом также способствуют развитию моторики и развитию речи.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет его мять, катать между ладошек или по столу, лепить забавные фигурки. Всё это способствует развитию моторики рук ребенка.  Ещё один вид творчества это рисование на песке. Для начала насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

В возрасте от 1,5 до 3х лет неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики, особенно это касается моторики пальцев рук, которая ещё не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Занимаясь лепкой и рисованием тренируются у малыша ловкость, гибкость пальцев рук.  

Какие игры способствуют развитию мелкой моторики ребенка? Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», и другие пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это игры когда ребенок выполняет движения руками и пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.

Зарядка.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок, разожми и на бочок.

Моя семья.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца, на последнюю строку - показать ладошки.

В 2-3 года ребенок через действие учиться сопереживать – а для этого нужна драмма. Подойдёт пальчиковый театр, совместное проигрывание и проговаривание. Важно, чтобы ребенок при этом видел ваше лицо и ощущал ваше эмоциональное состояние. Так же совместные игры в мяч и перечисления животных по очереди, помогут поработать над моторикой ребенка и речью.

Чем больше малыш познает движений, тем лучше развивается его мышление. Позже «этапная» замедленность с возрастом у детей проходит. Дети научаются завязывать шнурки и застегивать пуговицы, их руки и пальцы приобретают ловкость и гибкость, уходят неуклюжие движения.

Играть с малышом двухлетнего возраста можно в мозаику. Отдайте предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех), маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.

В какие игры можно играть: сортировка фишек по цветам, выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета, выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), выкладывание узора, согласно предложенному образцу.

Собирая узоры и пазлы используя мелкие детали конструктора, так же можно в домашних условиях развить навыки мелкой моторики рук.

Но если вы видите что ребенок ещё не научился застегивать пуговки и одевать ботинки, если вас тревожит, что ребенок реактивный или медленный, неуклюжий, не гибкий со всеми вопросами по развитию ребенка необходимо обратиться к психологу, а по развитию речи ребенка получить консультацию у логопеда.

Список литературы:

  1. Бикеева А. С. Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения./ Ростов Н/Д: Феникс. 2012 г.
  2. Марковская И.М.  Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000 г.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.:ТЦСфера, 2008 г.
  4. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- Изд. Ростов Н/Д: Феникс,2013 г.
  5. Белинская Е.В. Шиманович Ю.С. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками и младшими школьниками: пособие для педагогов учереждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер,2013 г.

Составитель, ведущий психолог агентства развития семейных технологий и форм устройства несовершеннолетних – Ставрова Александра Владимировна.

Источник: Департамент социального развития Тюменской области

Изменено:
Создано:



© 2010 — Правительство Тюменской области

Администратор ГКУ ТО "ЦИТТО" Портал реализован на платформе "SiTex"

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru службы мониторинга серверов