Sitemap
Размер шрифта:

Детская дружба или как помочь ребёнку найти друзей

04 октября 2018  

Бывает, что дружеские отношения со сверстниками не складываются. В лучшем случае изгоя не допускают до общих игр и разговоров, в худшем – ему устраивают настоящую травлю. Многие дети сталкиваются с неприятием одноклассников, и, к сожалению, такие ребята не всегда находят понимание и у собственных родителей. Неумение находить общий язык с окружающими и заводить с ними дружбу является серьезной проблемой.

В начальной школе ребенку становится недостаточно общения с родителями и родственниками, у него появляются друзья, теперь ему необходимо приобретать уважение и признание ровесников. В это время у ребенка начинает формироваться самооценка, и во многом она зависит от того, как его воспринимают окружающие. У вашего ребёнка  нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее и не так эффективно как другие дети.

Модели поведения детей:

1. Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, независимость, самостоятельность, он может объединять людей, у него отмечается стремление к доминированию в группе (при этом он может запугивать, угрожать и стремится подавлять других детей). Заметив такие особенности у своего ребёнка, можно начать учить его быть внимательным к другим детям и окружающим его людям, учитывать их интересы, стремиться делать совместные дела, играть, при этом важно обратить внимание, чтобы ребёнок научился испытывать положительные эмоции от контакта со сверстниками.

2. Модель «Скромный». Ребёнку страшно знакомиться с новыми людьми, он очень беспокоится и в связи с чем опасается подходить знакомиться, вступать в совместную деятельность и игры. Причины такого поведения ребёнка могут быть разными: темперамент ребёнка или повышенный родительский контроль. Часто повышенный родительский контроль провоцирует у ребёнка страх, тревогу и беспокойство, соответственно заниженную самооценку, а также эмоциональное непонимание потребностей других людей. Родителям в этой ситуации следует обратить внимание на развитие эмоционального интеллекта ребёнка.

3. Модель «Ведомый ребёнок». Такой ребёнок очень общительный, но в компаниях может вести себя нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить его. Часто такое поведение ребёнок проявляет в тех семьях, где родители по отношению к нему проявляют очень авторитарную позицию. Такая позиция взрослых не способствует формированию своего мнения у ребёнка. Поэтому родителям следует учиться общаться с ребёнком занимая демократический стиль общения и научиться вступать в партнёрские взаимоотношения.

4. Модель «Хулиган». Такие дети часто нарушают нормы и правила детского коллектива (могут забрать или взять чужую игрушку), подраться, укусить и т.д. Причина такого поведения часто в детском эгоцентризме. Здесь задача родителей также научиться развивать эмоциональный интеллект ребёнка, понимать потребности, эмоции других людей и конструктивно разрешать сложные ситуации.

5. Модель «Чувствительный», т.е. ребёнок очень чувствительно относится к тому, что происходит в его жизни, часто проявляя плач, капризность, обидчивость и т.д. Такое поведение часто бывает вследствие недостаточного эмоционально положительно окрашенного контакта с родителями, дефиците их внимания. Задача родителей в такой ситуации, научиться уделять больше внимания ребёнку, играть в совместные игры, давая при этом эмоциональное тепло и принятие. В связи с чем у ребёнка начнёт появляться внутренняя уверенность в своих силах и возможностях.

Ни в коем случае не оберегайте ребенка от общения со сверстниками из страха, что его отвергнут или будут обижать. Помогите ему найти свой круг общения, запишите в кружок или секцию, пусть поначалу у него там будет один-два приятеля, но зато их будут объединять общие интересы. Организуйте совместное времяпрепровождение ребенка с одноклассниками: походы в кино, на футбол, на пикники. Конечно, это потребует усилий, но результат того стоит. Поговорите с учителями, поинтересуйтесь, как ребенок общается в классе и с кем.

Развивайте эмоциональный интеллект ребёнка, то есть способность понимать чувства и эмоции, намерения, желания других, а также свои собственные, умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач. По возможности уменьшите учебную нагрузку, чтобы у ребёнка оставалось время на игры и дружбу с другими детьми.

Филимонцева Н.Н., педагог – психолог отделения «АРСТ и ФУН»

Источник: Департамент социального развития Тюменской области

Изменено:
Создано:



© 2010 — Правительство Тюменской области

Администратор ГКУ ТО "ЦИТТО" Портал реализован на платформе "SiTex"

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru службы мониторинга серверов