«Как тебе не стыдно!». Такую родительскую фразу многие дети слышат чаще, чем «Доброе утро!». Что же такое – СТЫД, и почему родителям и педагогам так нравится использовать это чувство, воспитывая детей?
Стыд – это эмоция, переживание. Но переживание не того, что человек совершил плохой поступок (тут уже работает чувство вины), а переживание того, что человек плохой сам по себе, никчёмный и недостойный. Чувство стыда — это ещё и страх быть отвергнутым, это потеря активности, ощущение стесненности. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя. Это отрицание права быть самим собой.
Переживание стыда – это мощная физическая и эмоциональная реакция организма, которая блокирует общение с другими людьми. На телесном или физическом уровне человек ощущает скованность движений, застывание на месте, оцепенение, желание спрятаться, исчезнуть, закрыть лицо руками, отвернуться, колени его подгибаются, лицо «заливается краской». Чувство стыда смешивается со страхом осуждения или отвержения, человеку в голову приходят мысли о собственной никчёмности, неудачности, отвратительности. Переживающий стыд всегда одинок – он не имеет поддержки (вдвоём почти не стыдно и не страшно переживать неудачи или промахи). То есть стыд — это настоящий паралич: чувств, мыслей, спонтанного и честного проявления себя.
В силу своего возраста ребенок еще не может самостоятельно корректировать свое поведение. Родители и воспитатели удерживают его от совершения нежелательных поступков через формирование чувства стыда. Самая распространенная схема: в момент совершения нежелательного действия (например, ребенок украл и его легко уличить) ребенка останавливают (не дают играть дальше, прекращают игру), указывают на то, что он сделал, «припечатывают» его действие клеймом («ты воришка!»), «бьют» сильными словами по больным точкам («а мама так тебе верила» или «поэтому папа к нам и не приходит»), нагоняют страх, формируют подчиняющееся поведение и фиксируют в итоге формулой "Тебе должно быть стыдно!". То есть получается, что стыдить – это управлять поведением человека через негативное подкрепление.
Стыд, по своим последствиям для человека, бывает «полезный» или «токсичный». «Полезный» стыд сигнализирует о том, что человек нарушает важные нормы и правила, что сейчас он может быть отвергнут окружающими, если не прекратит свои действия. «Полезный» стыд регулирует поведение человека, «вписывая» его в социальное окружение. Он позволяет людям сближаться постепенно, не открываясь сразу же, уберегая себя от опасных отношений. Стыд имеет и «романтические черты»: во время влюблённости стыд сначала обостряет ощущение интимности, а затем уже, с близкими и понимающими людьми, можно быть бесстыдным, и это даёт людям ощущение доверия, безопасности и безусловного принятия.
«Токсичный», «вредоносный» стыд – наносит урон психическому здоровью человека. Человек, долго или часто испытывающий переживание стыда, начинает думать о собственной плохости и никчёмности, что его личность ущербна, недостойна человечного отношения, что все его поступки глубоко отвратительны, им нет оправдания и он заслуживает самого сурового наказания. Такой стыд может полностью уничтожить возможность людей контактировать друг с другом, стыдящийся человек стремится прочь от людей, у него развивается социофобия. «Токсический» стыд у некоторых людей может вызвать ощущение полного провала собственной жизни.
Мало кто из родителей хотел бы получить такие негативные последствия для личности своего ребёнка. Но, к сожалению, достаточно часто в воспитании стыдом можно проследить определённые закономерности. Ребёнок построил замок из песка, он радостно зовёт родителей полюбоваться, но от мамы слышит возмущённое: «Посмотри, как ты извозился в песке, какую грязь ты здесь развёл! Тебе должно быть стыдно!». Естественное выражение ребёнком своих чувств воспринимается родителями «в штыки», его деятельность обесценивается, разгневанный родитель отстраняет ребёнка от себя, так как «быть грязным» – значит вызывать отвращение.
Слишком критичное отношение родителей к своему ребёнку часто может явиться причиной его застенчивости, также как и постоянные сравнения его с другими детьми не в его пользу. Все это оказывает сильное влияние на ещё неустойчивое, зависящее от оценок взрослых, представление ребёнка о себе. Он ещё не может относиться к себе объективно, и его самооценка целиком и полностью зависит от того, довольны ли родители его поведением или нет. Что же происходит, если родители имеют завышенные ожидания и строги к ребёнку, когда он не оправдывает их? Чаще всего он изо всех сил пытается угодить родителям и, что самое опасное, постоянно находится в страхе получить осуждение, неодобрение с их стороны. Страх и стыд – сильные блокаторы любой активности, будь то социальная сфера или личные достижения. Все те, кого стыдили, не знают, как постоять за себя. Даже в самых вопиющих и несправедливых случаях по отношению к себе, они винят во всем себя. Ребенок, привыкший к тому, что его постоянно стыдят, теряет уверенность в себе, и, вырастая, чуда не случается - он так и остаётся неуверенным человеком. Если бы родители только знали, какие последствия на всю жизнь оставляет «пристыживающее» воспитание!
Конечно же, люди пытаются справляться с невыносимыми переживаниями стыда. Одни занимаются самобичеванием, обвиняя во всём себя, не признавая собственных чувств, желая стать другим человеком. Другие, искусственно «огрубляясь», идут против общества, заявляя: «А мне плевать на мнение окружающих». При этом борьба со стыдом не прекращается, забирая силы, уничтожая контакты, вызывая агрессию и тревогу. Ну а третьи используют, например, алкоголь, который позволяет на время снять неловкость и застенчивость. Есть и другие, более конструктивные способы преодоления последствий «пристыживающего» воспитания – это поддержка и доверие со стороны близких людей, признание естественности того, что происходило когда-то («детям свойственно брать чужое»), позволение себе и другим непосредственно выражать свои чувства.
Родителям, которые хотят вырастить и воспитать здорового и счастливого ребёнка, важно понимать, что залог развития успешного человека – это снисходительность, поддержка и принятие в детстве. Когда у ребёнка есть право на ошибку, когда он не боится не оправдать надежд и ожиданий своих близких, когда он реализует свои желания, способности и таланты, не страшась при этом потерять любовь или получить негативную оценку своим действиям - только тогда он будет расти уверенным в себе. И именно тогда он и во взрослой жизни не будет бояться пробовать, рисковать, открывать свой бизнес или реализовать мечту, а неизбежные трудности сможет пережить, оставаясь счастливым человеком.
Источник: Департамент социального развития Тюменской области