Sitemap
Размер шрифта:

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

19 июня 2017  

Под готовностью к школе родители почему-то понимают умение читать, писать и считать. Психологическая готовность к обучению в школе заключается вовсе не в этом. Детям 3 – 4 лет чтение и счёт в лучшем случае не вредят, цифры-буквы воспринимаются ими как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объём информации не развивает вообще никого.

А для чего же школа, как не для того, чтобы научить вашего ребёнка читать, писать, считать? что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть? И самое главное – у него не возникнет необходимости делать те самые усилия, которые и превращаются в учебные навыки, то есть в своеобразный «автопилот», помогающий в сложных познавательных процессах.

Что делать, если «школы требуют» от будущих первоклассников именно этого умения – чтения, элементарного счёта? Родители вынуждены смотреть на вещи реально: хочешь попасть в престижную школу, води ребёнка на специальные подготовительные курсы. Жаль лишать дошкольника последнего года настоящего детства, но, видимо, большинству приходится действовать именно так. Но не с трёх же лет! И не с четырёх. Самое раннее – с шести.

Практические психологи утверждают, что главная цель развивающей работы с детьми-дошкольниками – их общее развитие, то есть развитие не столько интеллектуальное, сколько эмоционально-волевое, социальное, коммуникативное.

Для реализации этой цели по отношению к детям 3-5 лет общий объём учебных навыков практически никакой роли не играет, только повышает кругозор и общую осведомлённость, то есть

  • наиболее развитых, сильных и способных детей развивает опосредованным путём;
  • детей со средними способностями не развивает вообще;
  • детям «слабым» чаще всего вредит, так как создаёт дополнительную нагрузку на нервную систему, приём нагрузку, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны.

Кроме того, если ребёнку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно переучить!

ВСЁ ХОРОШО В СВОЁ ВРЕМЯ. Уже отмечалось выше, что у большинства детей нужные для восприятия учебной информации отделы головного мозга формируются к семи годам – именно тогда и уместно начинать обучение.

Естественно, есть дети, которые «созревают» для учёбы раньше, у них проявляется интерес к самостоятельному чтению и желание писать буквы. Такому ребёнку можно помогать осваивать алфавит и чтение по его просьбе, но не форсировать события, тем более – не заставлять специально «заниматься».

К каким трагедиям приводят иногда эти «занятия»! любые развивающие программы для детей от двух до шести лет могут содержать учебный материал, но как дополнительный и при условии, что каждый конкретный ребёнок в состоянии выдержать эту дополнительную нагрузку. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ – ИГРА, ЕСЛИ ЖЕ ЗАНЯТИЕ ВСЁ-ТАКИ УЧЕБНОЕ, ТО ФОРМА ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИГРОВАЯ. Поскольку основной вид деятельности детей дошкольного возраста – ИГРА, то всё, что присоединяется к игре, эффективно. Используя игру, ребёнка можно научить чему угодно, и, что особенно важно, без риска перегрузить информацией или эмоциями.

Любое учебное задание должно быть ориентировано на все формы восприятия: показ: на визуальную, звуковой ряд на аудиальную, действие – на кинестетическую, кроме того, должны быть ещё схема или алгоритм, рассчитанные на смысловую реакцию. Требуются отчётливые ориентиры каждого действия ребёнка, если это учебное занятие. То есть ребёнку необходимо ПОКАЗАТЬ, ОБЪЯСНИТЬ, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОПРОБОВАТЬ САМОМУ КАЖДЫЙ ЭТАП ДЕЙСТВИЯ, КОТОРОМУ ХОТИТЕ НАУЧИТЬ, ПРИ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЯ ИГРОВОЙ СЮЖЕТ.

В игре оценка словам и поступкам даётся от имени игровых персонажей, а не от имени взрослого (родителя или педагога).

Кроме того, есть дети, у которых в силу каких-то причин к семи годам сформировались ещё не все необходимые познавательные функции, недостаточно крепка и устойчива нервная система, и им требуется помощь взрослых. Чаще всего помощь требуется В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ: УМЕНИИ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ЖЕЛАНИЯ, УМЕНИИ ВЕСТИ СЕБЯ В ОБЩЕСТВЕ, УМЕНИИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СИТУАЦИИ.

Подготовить ребёнка к школе – значит:

  • позаботится о его физическом здоровье;
  • проверить психологическую готовность к обучению в школе;
  • обогатить жизненный опыт ребёнка, закрепить бытовые навыки;
  • «поработать» над лексиконом;
  • Постепенно формировать интерес к учёбе.

А как всё это сделать?

Перелистайте медицинскую карту! Часто можно услышать от мам, что они «не заметили» какого-то диагноза в карте собственного ребёнка. Настаивайте на обследовании, если вас что-то насторожило. Трудно спорить с тем, что лучше лишний раз перестраховаться, чем запустить болезнь.

Найдите удобный для вас и приятный для ребёнка комплекс физических упражнений, здесь главное – систематичность занятий. Не забывайте о ритмичной или «заводной» музыке, она делает зарядку в два раза приятнее. Присмотритесь к координации вашего ребёнка: всё ли в порядке? Хорошая координация движений – свидетельство зрелости мозга. Обязательно научите дошкольника прыгать через скакалку, этот несложный детский «спорт» требует хорошей координации движений рук, ног, корпуса, хорошего глазомера и чувства ритма.

НЕ ТРЕБУЙТЕ ОТ ШЕСТИЛЕТОК НЕПОДВИЖНОГО СИДЕНИЯ. Не могут они сидеть неподвижно! В силу возраста у большинства из них ещё слабые мышцы спины, которые не могут выдерживать беспрерывной нагрузки. Гораздо полезнее для здоровья и нервов ребёнка немного подвигаться. Детям доставляет удовольствие лёгкая физзарядка.

Для того, чтобы в школе было меньше проблем с письмом, нужна тренировка мелкой мускулатуры рук. Лепка и вырезание развивает силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений.

Любую летнюю поездку используйте для того чтобы расширить кругозор вашего ребёнка. ОБРАЩАЙТЕ ЕГО ВНИМАНИЕ НА СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ в архитектуре, пейзаже, традициях. ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЁНКУ ВСЁ, ЧТО ЕМУ НЕ ПОНЯТНО. Можно использовать детские развивающие книжки. Можно поработать с концентрацией рассеянного детского внимания. Важно уделить особое внимание понятиям, связанным с освоением пространства.

РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЁНКОМ! Забудьте все ваши «Помолчи», «Отойди», «Займись своими игрушками», «Оставь меня в покое»! Ребёнок нуждается в вас, он не может развиваться сам, его развитие будет зависеть от того, насколько вы в него «вложитесь» духовно, нравственно.

Отвечайте на его вопросы, даже если он 20 раз спрашивает одно и то же: возможно, он не смог правильно сформулировать вопрос, следовательно – не получил ответа, ведь взрослые не дают себе труда задуматься, что беспокоит ребёнка на самом деле. Кроме того, РЕЧЬ СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРУЕТСЯ ТОЛЬКО НА ПРАКТИКЕ. (А ещё, если родители не хотят, чтобы в старости их взрослые дети говорили им «Помолчи» и «Оставь меня в покое», они не должны показывать пример своим детям сейчас.)

Психическое здоровье – вещь с одной стороны, мощная, с огромным потенциалом всяческих компенсаций, с другой стороны – хрупкая, зависящая иногда от одного слова, мимолётного впечатления. Корни психологической устойчивости закладываются и крепнут в детстве. Полноценное и радостное детство создаёт хороший психологический потенциал, который позволяет выстоять в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Составитель: ведущий психолог отделения «Агентство развития семейных форм устройства несовершеннолетних» Журавлёва Уна Алексеевна

Литература:

Широкова И.Б. «Ваша любимая «проблема». Как помочь себе и ребёнку». – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

Источник: Департамент социального развития Тюменской области

Изменено:
Создано:



© 2010 — Правительство Тюменской области

Администратор ГКУ ТО "ЦИТТО" Портал реализован на платформе "SiTex"