Раздел 1. Создание системы социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
В Тюменской области по состоянию на 01.01.2017 г. общая численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), составляла 6384 человека, это 1,89 % от общей численности детского населения. За последние три года с 92,7% до 95,5% увеличилась доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан.
Важным направлением деятельности органов исполнительной власти является улучшение положения детей-сирот, профилактика социального сиротства. В области выработаны общие подходы и пути к решению проблемы социального сиротства, это, прежде всего:
Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
Развитие системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
Социальная поддержка семьи, материнства и детства.
Реорганизация системы организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации для детей-сирот).
Основным направлением работы по профилактике социального сиротства является сохранение ребенку кровной семьи. Деятельность специалистов по оказанию комплексной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, носит межведомственный характер и осуществляется в рамках областных целевых программ.
В рамках межведомственного взаимодействия созданы и действуют координирующие органы. Для урегулирования вопросов по отдельным направлениям межведомственного взаимодействия в регионе разработаны и обеспечена реализация межведомственных соглашений.
Принят алгоритм работы органа опеки и попечительства, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по выработке единого подхода к вопросу лишения родителей родительских прав.
Создана оптимальная сеть организаций социального обслуживания населения, позволяющая в полном объеме удовлетворять потребности несовершеннолетних и членов их семей в получении социальных услуг и различных видов помощи.
Деятельность данных организаций направлена на реализацию комплексного подхода в работе с несовершеннолетними и членами их семей, которая включает в себя не только реализацию мер социальной поддержки, в том числе материальной, но и оказание различного спектра реабилитационных услуг, учитывая проблемы семей и несовершеннолетних, их категорию.
Для оказания комплексной социальной реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, во всех муниципальных районах, городских округах при центрах социального обслуживания населения созданы отделения дневного пребывания несовершеннолетних и их филиалы. Наполняемость групп составляет 10 - 20 человек, в зависимости от потребности территории.
На базе социально-реабилитационных центров реализуется технология по социальной реабилитации неблагополучных семей с детьми в условиях стационарных отделений с целью формирования ответственного родительства, решения проблем социального неблагополучия семей с детьми.
Технология предусматривает проведение одновременно реабилитационной работы с матерью (отцом) и ребенком, при этом мать (отец) с помощью специалистов выполняют свои родительские обязанности. Реализация мероприятий осуществляется при участии специалистов ведомств системы профилактики.
В целях создания необходимых условий для обеспечения социально-психологической реабилитации и адаптации несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних матерей в семье и обществе, а также предоставление временного приюта беременным, женщинам с детьми до 3 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в АУ СОН ТО и ДПО «Центр помощи семье и детям «Семья» (далее — Центр) предусмотрены места в стационарном отделении. В период нахождения в Центре женщины проходят медицинское обследование, для каждой разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации с учетом потребностей семьи.
Реализуется программный комплекс – областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» (далее - Банк данных). Банк данных позволяет осуществлять контроль по персонифицированному учёту несовершеннолетних, находящихся в обстановке, не отвечающей требованиям воспитания и обучения, совершивших правонарушение и преступление, осужденных с условно-испытательным сроком, освобождающихся из учреждений УФСИН, и их семей, замещающих семей (семей опекунов (попечителей), патронатных воспитателей, приемных семей), взявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В отношении каждого несовершеннолетнего, состоящего на учете в Банке данных, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, мероприятия которой направлены на устранение причин семейного неблагополучия, а также закреплен наставник, пользующийся авторитетом у подростка. В реализации профилактических и реабилитационных мероприятий задействованы ведомства системы профилактики.
По состоянию на 01.01.2017 г. на учете в Банке данных состоят более 8,3 тыс. несовершеннолетних из более 5,4 тыс. семей, в том числе около 4,4 тыс. несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из более 3 тыс. замещающих семей.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики осуществляются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области и 30 комиссиями по делам несовершеннолетних, образованными при органах местного самоуправления. Кроме того, во всех районах области созданы общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые осуществляют профилактическую деятельность, направленную на снижение уровня подростковой преступности и безнадзорности.
В целях организации профилактической работы, направленной на формирование законопослушного поведения и противостояние негативному влиянию среды, во всех организациях для детей-сирот созданы службы социально-психологического сопровождения. Работа психолога с детьми строится по трем основным направлениям: диагностирование, консультирование, коррекция.
В области функционирует областная психолого-медико-педагогическая служба (далее – областная служба), одним из направлений деятельности которой является работа по социальной адаптации и профориентации детей-сирот, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, определение уровня социализации и ориентации на правильный выбор профессии выпускников либо их дальнейшее трудоустройство. Для выпускников организаций для детей-сирот областной службой разрабатываются методические рекомендации с алгоритмами действий в разных жизненных ситуациях.
В рамках отраслевой информационной системы используется информационный ресурс «Электронный паспорт семьи», позволяющий делать срез информации по различным основаниям. Электронный паспорт семьи способствует выявлению проблем семей, разработке адресных мероприятий по оказанию помощи и их выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации.
По состоянию на 01.01.2017 года в «Электронный паспорт семьи» занесено более 85,2 % семей.
С 1 апреля 2016 года в Тюменской области функционирует Областная служба инспекторов по охране детства далее – Служба) в составе 59 инспекторов, целью которой является профилактика антиобщественных действий, правонарушений и преступлений среди обучающихся общеобразовательных организаций. Инспекторы работают в каждом муниципальном образовании.
Основной задачей Службы является выявление и устранение конфликтных ситуаций с участием учеников школ, фактов их асоциального поведения, семейного неблагополучия и других обстоятельств, которые могут быть причиной совершения преступления. С момента создания Службы в регионе отмечается значительное снижение количества преступлений, совершенных учащимися общеобразовательных организаций.
С 1 июля 2016 года в регионе стартовал проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Диалог поколений». Целью проекта является формирование правовой и политической культуры, гражданственности, патриотизма и социальной ответственности детей и родителей, вовлечение подростков в мероприятия, проводимые ветеранскими организациями. Активисты ветеранских организаций оказывают помощь семьям с детьми, имеющим трудности в воспитании подростков, передают им свой профессиональный, жизненный опыт. В реализации проекта принимают участие свыше 620 ветеранских организаций, задействовано более 3,7 тыс. активистов – ветеранов. Социально ориентированная помощь оказана 5 тыс. семей.
В области реализуются социальные технологии и методики работы, обеспечивающие решение проблем семьи, женщин и детей.
Технология «Ранняя профилактика социального сиротства» обеспечивает оперативное выявление и создание необходимых условий для оказания социально-психологической и реабилитационной помощи женщинам в ситуации репродуктивного выбора, беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, женщинам, отказавшимся от новорожденного ребенка.
В целях предупреждения раннего сиротства, между Департаментом социального развития Тюменской области, Департаментом здравоохранения Тюменской области и Департаментом образования и науки Тюменской области заключено Соглашение о сотрудничестве. По результатам работы в 2016 году в семьи возвращены более 20% «отказных» детей.
В специализированном доме ребенка разработана и успешно реализуется программа психолого-медико-педагогического сопровождения «Мама рядом». Программа призвана помочь выстраиванию детско-родительских отношений семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В работу с родителями, в том числе несовершеннолетними родителями, вовлечены педагоги-психологи, воспитатели, учителя-дефектологи, медицинские работники и другие специалисты.
Технология «Оказание экстренной психологической и правовой помощи подросткам и членам их семей в сети Интернет» позволяет охватить максимальное число несовершеннолетних и родителей. Технология позволяет несовершеннолетним, ставшим жертвой преступных посягательств, имеющим проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями, преодолеть кризисную, трудную жизненную ситуацию, снять эмоциональное напряжение. Кроме того, данная технология предоставляет возможность получения помощи людям, проживающим в отдаленных от крупных муниципальных образований территориях, где порой нет высококвалифицированных специалистов, способных оказать необходимую поддержку.
Тюменская область подключена к единому общероссийскому детскому телефону «Доверие» 8-800-2000-122. Работа службы направлена на снижение психологического дискомфорта, создание атмосферы психологической защищенности подростков и их семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
С целью оказания в круглосуточном режиме экстренной социальной и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в городах и районах области организована Служба экстренного реагирования (далее - СЭР). В состав СЭР входят специалисты органов внутренних дел, учреждений социального обслуживания населения, образования (инспектор ПДН, специалист по социальной работе или социальный педагог, психолог), которые при поступлении сигналов осуществляют выезд с целью оказания экстренной помощи.
В 2016 году разработан Алгоритм действий сотрудников СЭР и органа опеки и попечительства при посещении семьи с ребенком, регламентирующий взаимодействие органов и учреждений системы профилактики по фактам выявления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. В регионе с 2012 года отсутствует практика произвольного вмешательства органа опеки и попечительства в дела семьи и необоснованного отобрания детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи государства.
В целях снижения рецидивной преступности несовершеннолетних, освободившихся из учреждений УФСИН, через осуществление комплексной социальной адаптации и реабилитации, восстановление их социального статуса, связей с семьей и социальным окружением специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений используют технологию «Социальная работа с несовершеннолетними, освободившимися из учреждений УФСИН, и их семьями». Технология предполагает комплексное решение проблем подростка, освободившегося из мест лишения свободы, и его семьи.
Работа по адаптации несовершеннолетних организуется специалистами ведомств системы профилактики за 6 месяцев до освобождения (выявляются проблемы и потребности подростка, проводится психологическая диагностика и обследование личности, разрабатывается программа по дальнейшему жизнеопределению несовершеннолетнего), организуется общение с родителями посредством интерактивной связи (программное обеспечение SKYPE). Своевременно оказанная помощь адаптирует подростка к дальнейшей социализации, помогает сориентироваться в выборе жизненных ценностей и приоритетов.
В структуре Банка данных ведется учет несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений УФСИН, позволяющий не только предоставлять органам системы профилактики за 6 месяцев до освобождения информацию о состоянии здоровья несовершеннолетнего, уровне образования, персонифицированные данные о семье, месте жительства и т.д., но и спланировать работу ведомств по социальному сопровождению подростка после его освобождения.
Всем подросткам при освобождении вручается социальный рюкзак, содержащий в себе предметы первой необходимости от средств личной гигиены до сотового телефона, выдается бланк «Путевка в жизнь», предусматривающий дальнейшее жизнеустройство и содержащий перечень реабилитационных мероприятий по месту проживания с указанием конкретного образовательного, лечебного, спортивного учреждения или творческого клуба, предлагаемого для оказания услуг.
«Метод взаимодействия с сетевым окружением семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» является системным методом, позволяющим семье укрепить как внутрисемейные связи, так и связи с ближайшим социальным окружением.
Организована деятельность «Выездной службы комплексной социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям» (далее — Служба). Служба действует при отделении дневного пребывания несовершеннолетних организаций, оказывающих социальные услуги, муниципальных районов и городских округов Тюменской области и направлена на предоставление услуг по оказанию комплексной социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям. Специалисты оказывают комплексную помощь в соответствии с индивидуальной программой реабилитации по месту жительства несовершеннолетнего и его семьи.
Большое внимание уделяется развитию семейных форм устройства детей-сирот. Мероприятия по государственной и социальной поддержке усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей в регионе осуществляются в рамках государственных и региональных программ из средств федерального и областного бюджетов.
Реализуются план мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тюменской области до 2018 года, Программа сопровождения замещающих семей в Тюменской области на 2015-2017 годы, цель которой - оказание профессиональной помощи замещающим семьям в создании условий для полноценного развития и социализации приемного ребенка.
С 2009 года проводится подготовка граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения, на воспитание в семью. Замещающим семьям оказывается помощь и поддержка на всех этапах становления и функционирования. Используются возможности реабилитации замещающих семей и приемных детей в организациях, оказывающих социальные услуги, не освобождая опекуна от опекунских обязанностей.
Очень важной составляющей является государственная поддержка семей, воспитывающих детей-сирот.
Совместно с благотворительным фондом «Измени одну жизнь» создаются видеосюжеты о детях-воспитанниках организаций для детей-сирот. На сайте «Видеопаспорт ребенка» - www.videopasport.ru размещена произвольная информация о детях, оставшихся без попечения родителей.
Для граждан, желающих принять ребенка на воспитание, а также детей-сирот и лиц из их числа функционирует сайт регионального оператора государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, Тюменской области «Усыновление в Тюменской области» – www.detkitmn.ru.
С 2012 года в области работает передвижная фотовыставка «Галерея детства», на которой размещаются портреты детей-сирот, в том числе детей - участников съемок общероссийской комплексной информационно-поисковой системы «Видеопаспорт ребенка». За период работы фотовыставки 96% детей-участников нашли свою семью.
В 2016 году проведены Первый и Второй региональные форумы замещающих семей (далее - Форум). На Форумах были рассмотрены и обсуждены вопросы, волнующие замещающие семьи, проведены мероприятия, мастер-классы, раскрывающие творческие способности детей и родителей.
Целями Форума являлись раскрытие и использование ресурса замещающих родителей, формирование позитивного отношения общества к проблемам замещающих семей, повышение гражданской активности и ответственности населения в отношении положения детей-сирот.
Во всех организациях для детей-сирот реализуется успешный опыт социализации детей, через общение с волонтерами, участие в общественных мероприятиях, сотрудничество со многими негосударственными некоммерческими организациями, привлечения благотворительных фондов для проведения массовых мероприятий различного направления (обучающие, спортивные, культурно-массовые, познавательные и т.д.).
Продолжается сотрудничество организаций для детей-сирот, замещающих семей Тюменской области с АНО «Просветительский Центр Благотворительного Содействия Здоровому Образу Жизни «ПРО-Движение72», ТРОО «Тепло души детям-сиротам». Волонтеры занимаются сопровождением приемных семей. Семьи, воспитывающие детей, получают услуги репетиторов основных дисциплин школьной программы, логопеда, няни малолетних детей, транспортные услуги, поздравление с праздниками, сопровождение на культурно-массовые, общественные и иные мероприятия. Волонтеры оказывают сопровождение и помощь замещающим семьям в воспитании детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Регулярно проводятся акции, реализуются социальные проекты, направленные на привлечение внимания к проблемам детей-сирот.
Печатные СМИ на постоянной основе публикуют официальные документы и комментарии по всему спектру вопросов целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот.
Региональным оператором Тюменской области используется программный продукт «Аист ГБД» на региональном уровне в рамках деятельности по модернизации системы банка данных о детях Минобрнауки России, позволяющий осуществлять оперативный обмен информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, между федеральным и региональными банками данных с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Действуют административные регламенты по предоставлению государственных услуг в сфере защиты прав детей-сирот, которые также предоставляются в электронном виде. В 2016 году принят административный регламент предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительного разрешения на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для оказания содействия гражданам в получении документов организована система межведомственного электронного взаимодействия.
Внедрение инновационных форм и методов работы с неблагополучной семьей, дальнейшее развитие семейных форм устройства детей-сирот способствовало высвобождению мест в организациях для детей-сирот при одновременном соблюдении законных прав и интересов воспитанников и работников организаций. Таким образом, в Тюменской области с 2007 года количество детских домов снизилось до 1 ед. Бюджетные средства, высвобожденные в результате их ликвидации и реорганизации направлены на создание более комфортных и безопасных условий проживания детей-сирот в организациях.
В области функционируют региональные и муниципальные организации, осуществляющие деятельность по сопровождению выпускников организаций для детей-сирот, замещающих семей, оказанию им помощи и поддержки.
Организационно-управленческую структуру постинтернатной адаптации и сопровождения детей-сирот, лиц из их числа составляют субъекты системы профилактики.
Проблемы становления воспитанников организаций для детей-сирот, их профессионального самоопределения решаются через систему сопровождения в соответствии с программами профориентации и социальной адаптации, которые разработаны в каждой организации.
Профориентационная работа с выпускниками проводится по следующим направлениям:
- беседы, консультирование по вопросам профессионального самоопределения;
- тестирование выпускников на предмет выбора будущей профессии;
- экскурсии на производство, в учебные заведения;
- встречи, знакомства с представителями разных профессий;
- работа с Центрами занятости населения;
- встречи с бывшими выпускниками организации;
- консультирование выпускников по правовым вопросам и др.
Мероприятия профориентационной направленности носят информационно-ознакомительный характер, служат для расширения кругозора воспитанников.
Осуществление методической поддержки, повышение квалификации специалистов, работающих с выпускниками, осуществляется на основе межведомственного подхода.
С целью повышения профессионального уровня специалистов на базе областных базовых учреждений социального обслуживания населения специалистами АУ СОН ТО и ДПО «Центр социальной помощи семье и детям «Семья», Тюменского областного государственного института регионального развития образования проводятся курсы, семинары, тренинги.
Согласно постановлению Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 203-пк «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» определены нормы обеспечения выпускников одеждой, обувью, мягким инвентарем.
При выпуске из организации профессионального образования выпускник обеспечивается одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием.
Региональными органами власти совместно с образовательными организациями, предприятиями области ведется комплексная работа, направленная на обеспечение трудоустройства и занятости выпускников организаций профессионального образования, в том числе относящихся к категории детей-сирот:
- во всех образовательных организациях созданы и работают службы содействия трудоустройству выпускников (центры, консультационные пункты);
- заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве с предприятиями - работодателями, в том числе по вопросам трудоустройства выпускников из числа детей-сирот;
- все выпускники данной категории ежегодно вносятся в электронный банк данных выпускников профессиональных образовательных организаций;
- разработан и реализуется механизм организации стажировок для выпускников, имеющих риск быть не трудоустроенными.
Территориальные органы занятости населения при обращении к ним детей-сирот в возрасте от 14 до 18 лет проводят профориентационную работу с указанными лицами, обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, осуществляют трудоустройство.
ГАУ ТО Центры занятости населения оказывают гражданам, в том числе детям-сиротам и лицам из их числа, обратившимся за содействием в трудоустройстве, следующие государственные услуги:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых документов;
- информирование о положении на рынке труда в Тюменской области;
- организация ярмарок вакансий и учебных, рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, и ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в ГАУ ТО Центрах занятости населения в статусе безработного детям-сиротам, лицам из их числа выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе.
Одновременно с этим органы службы занятости населения осуществляют содействие в трудоустройстве данной категории граждан, обратившихся в территориальные органы занятости, как на постоянные, так и на временные рабочие места.
Дополнительной мерой по содействию в трудоустройстве является квотирование рабочих мест для выпускников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего профессионального образования.
В органы службы занятости населения Тюменской области за содействием в поиске подходящей работы в 2016 году обратилось 252 человека, относящихся к категории детей-сирот и лиц из их числа. При содействии органов службы занятости населения трудоустроено 224 человека (89% от числа обратившихся),13 граждан сняты с учета по причине длительной неявки и отказа от услуг службы занятости, 3 человека прошли профессиональное обучение.
По состоянию на 01.01.2017 на регистрационном учете состоят 12 граждан данной категории, которым осуществляется подбор подходящих вариантов работы.
В 2016 году государственная услуга по профессиональной ориентации оказана 176 детям-сиротам. В групповых формах профориентационных мероприятий приняли участие 1,2 тыс. несовершеннолетних, относящихся к данной категории. Мероприятия проводились в рамках профориентационных акций «Моя профессия – моё будущее», «Летний лагерь – территория профориентации», Открытого Чемпионата профессионального мастерства среди молодежи WorldSkills Russia Tyumen 2016, профориентационного фестиваля «ПрофиБудуЯ».
Специалистами Центра профессиональной ориентации, функционирующего на базе ГАУ ТО Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района, в 2016 году с целью ознакомления с востребованными профессиями (специальностями) региона, профессиональными образовательными организациями и ведущими предприятиями Тюменской области организованы интерактивные экскурсии для 41 воспитанника организаций для детей-сирот.
В рамках Второго Регионального Форума замещающих семей, который прошел в ноябре текущего года, в Центре профессиональной ориентации проведено профориентационное мероприятие, включающее в себя тестирование, консультации психологов, участие в деловых играх, профессиональных пробах. В мероприятии приняли участие 41 человек из числа детей-сирот. Замещающие родители (44 человека) получили информацию о новых и востребованных профессиях, а также советы по оказанию помощи детям при выборе профессионального пути.
В 2016 году социальные выплаты в виде пособия по безработице и стипендии произведены на сумму 1 568,9 тыс. рублей, материальной поддержки в период участия во временном трудоустройстве – на сумму 102,8 тыс. рублей.
Для обеспечения индивидуального подхода по сопровождению и адаптации детей-сирот, лиц из их числа в условиях межведомственного взаимодействия в Тюменской области введен институт «Наставничество».
Социальное сопровождение детей-сирот, лиц из их числа предусматривает обязательное закрепление наставника. Подбор наставника осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка-сироты, его интересов, доверительного отношения к будущему наставнику. Как правило, это педагоги организаций образования, общественных организаций, родственники, специалисты субъектов системы профилактики, представители трудовых коллективов и т.д.
Наставники в рамках индивидуально-профилактической работы организуют деятельность, направленную на активную занятость и социальную адаптацию через социально-психологическое, социально-педагогическое сопровождение, организацию досуговой и трудовой деятельности детей-сирот, лиц из их числа.
Значительным потенциалом для социализации выпускников организаций для детей-сирот является действующее в регионе добровольческое движение. Учитывая актуальность и высокую значимость деятельности по оказанию помощи и поддержки социально незащищенным категориям детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в регионе специалисты учреждений сферы молодежной политики, социальной политики, образования, ветеранские организации, общественные объединения, некоммерческие организации выступают в качестве волонтеров-наставников, в том числе детей-сирот.
Медицинское обслуживание детей-сирот, лиц из их числа осуществляется в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области.
В целях социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа предусмотрена дополнительная меры социальной поддержки в форме возмещения расходов по найму жилья. Данная мера социальной поддержки предоставляется до получения жилого помещения по договору социального найма, по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда. В 2016 году областным бюджетом на данные цели профинансировано 39,67 млн. рублей.
Всего в 2016 году на обеспечение жильем детей-сирот и лиц из их числа направлено 686,889 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 46,842 млн. рублей. В рамках выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем в 2016 году приобретены 577 жилых помещений.
В области применяются социальные проекты и технологии, направленные на постинтернатное сопровождение. На базе Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тобольска» отрабатывается инновационная технология по постинтернатной адаптации и сопровождению детей-сирот. Данная деятельность направлена на занятость и социальную адаптацию через социально-психологическое, социально-педагогическое сопровождение, организацию досуговой, трудовой деятельности выпускников.
Психолого-педагогическая помощь:
- работа педагогов-психологов направлена на раскрытие и развитие личностного потенциала ребенка, профилактику и коррекцию (в отдельных случаях) дезадаптивного поведения, принятие и освоение собственной свободы и ответственности за жизненные выборы;
- тренинги по коррекции и развитию личностно-эмоциональной сферы, коммуникативных навыков;
- индивидуальные и групповые консультации (консультирование по вопросам семейной психологии, личностным проблемам, профориентации).
Большое внимание уделяется содействию в профессиональной ориентации молодых людей. Для выпускников проводится тестирование по компьютерной программе «Ориентир», которое позволяет быстро и просто определить направленность несовершеннолетнего на ту или иную группу профессий.
Социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях:
- консультирование и социально-правовая помощь в решении жилищных проблем, трудоустройстве;
- консультативная помощь в оформлении и получении мер социальной поддержки, пособий, пенсий, стипендий, восстановлении утраченных документов;
- обеспечение защиты прав и законных интересов;
- формирование сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
В рамках данного направления специалистами осуществляются следующие формы работы:
- индивидуальные и групповые консультации;
- помощь в оформлении документов;
- лекционные занятия с элементами беседы.
Социально-бытовое сопровождение:
- обучение навыкам планирования собственного бюджета, знакомство с особенностями работы учреждений города.
Социально-педагогическая помощь:
Педагоги, наставники уделяют особое внимание досуговой деятельности, в процессе которой формируется общая культура, развиваются задатки и способности, что оказывает большое влияние на социализацию молодых людей.
У выпускников возникают трудности адаптации в обществе, проблемы, связанные с отсутствием жилья, приобретением навыков самостоятельной жизни, выбора профессии и возможности трудоустройства. Понимание остроты данных проблем привело к разработке комплексной межведомственной программы «Социальная адаптация и сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Тюменской области» на 2017-2019 годы.
1.1 Региональная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы социальной адаптации и сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ определены содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Данным Федеральным законом предусмотрена возможность нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот, лиц из их числа.
В области принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы, в том числе постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот всех типов и видов:
- Закон Тюменской области от 07.05.1998 № 24 «О защите прав ребенка»;
- Закон Тюменской области от 25.12.2007 № 52 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Тюменской области»;
- Закон Тюменской области от 07.10.1999 №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области»;
- Закон Тюменской области от 03.08.1999 №128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета»;
- Закон Тюменской области от 31.03.2000 № 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области»;
- Закон Тюменской области от 06.10.2000 № 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области»;
- Закон Тюменской области от 28.12.2004 №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области»;
- Закон Тюменской области от 20.02.2012 № 3 «Об оказании юридической помощи в Тюменской области»;
- Закон Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»;
- Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»;
- постановление Администрации Тюменской области от 15.12.2004 №183-пк «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях граждан»;
- постановление Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 203-пк «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя»;
- постановление Администрации Тюменской области от 15.12.2004 № 184-пк «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области»;
- постановление Администрации Тюменской области от 27.12.2004 № 222-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на водном транспорте»;
- постановление Правительства Тюменской области от 28.04.2005 №18-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, связанных с обеспечением получения ими жилья»;
- постановление Правительства Тюменской области от 05.07.2005 № 95-п «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугородного сообщения, а также железнодорожном транспорте»;
- постановление Правительства Тюменской области от 25.07.2005 № 123-п «О патронатном воспитании в Тюменской области»;
- постановление Правительства Тюменской области от 24.11.2009 № 328-п «Об обеспечении детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежной компенсацией на приобретение продуктов питания при временной передаче в семьи граждан»;
- постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 N 565-п «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения»;
- постановление Правительства Тюменской области от 29.12.2012 N 583-п «Об утверждении Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений»;
- постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 385-п «Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тюменской области»;
- постановление Правительства Тюменской области от 16.01.2012 № 1-п «О компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих в Тюменской области»;
- постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 № 567-п «Об организации отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха и оздоровления Тюменской области»;
- постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале»;
- постановление Правительства Тюменской области от 30.09.2013 № 423-п «Об утверждении Положения об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области»;
- постановление Правительства Тюменской области от 30.09.2013 № 424-п «Об утверждении Порядка назначения стипендий обучающимся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования, находящихся в ведении Тюменской области»;
- постановление Правительства Тюменской области от 30.09.2013 № 425-п «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет средств областного бюджета»;
- постановление Правительства Тюменской области от 16.10.2013 № 439-п «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
- постановление Правительства Тюменской области от 03.10.2014 № 510-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области»;
- постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2016 N 595-п "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Раздел 2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Цель Программы: создание условий для социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни.
Для реализации цели Программы определены задачи, которые охватывают все направления в части социальной адаптации и сопровождения детей-сирот, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот.
Задачи Программы:
1. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при выпуске из организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, при поступлении и обучении в государственных профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования;
3. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в части содействия трудоустройству;
4. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части обеспечения жилыми помещениями;
5. Дополнительные гарантии права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на медицинское обеспечение, организацию отдыха, оздоровление и занятость;
6. Судебная защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
7. Предоставление социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;
8. Привлечение внебюджетных источников в целях расширения мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Сроки реализации Программы: 2017-2019 годы.
Раздел 3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Задача 1. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при выпуске из организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Мероприятия для решения задачи:
Предоставление бесплатного комплекта одежды и обуви, выплата единовременного денежного пособия при выпуске.
Возмещение расходов по обучению на курсах по подготовке к поступлению в организации среднего и высшего профессионального образования.
Разработка в организациях для детей-сирот программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Профессиональное ориентирование выпускников организаций для детей-сирот на базе подразделений УМВД России по Тюменской области
Профилактика правонарушений и преступлений среди воспитанников организаций для детей-сирот и в отношении их.
Предупреждение самовольных уходов воспитанников из организаций для детей-сирот.
Проведение Дней открытых дверей, Ярмарок учебных мест, Ярмарок вакансий для выпускников организаций для детей-сирот.
В целом реализация программных мероприятий Задачи № 1 будет способствовать социализации детей-сирот при выпуске из организаций.
Задача 2. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при поступлении и обучении в государственных профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Мероприятия для решения задачи:
Выплата студентам государственной социальной стипендии, размер которой составляет не менее полуторократного размера государственной академической стипендии.
Выплата единовременного денежного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в трехкратном размере государственной социальной стипендии.
Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием при выпуске.
Обеспечение питанием.
Обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарём обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Обеспечение бесплатным проживанием в общежитии.
Предоставление в полном объеме заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Развитие различных форм взаимодействия с государственными профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования, предприятиями, общественными организациями.
Получение второго среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих в государственных профессиональных образовательных организациях.
В целом реализация программных мероприятий Задачи № 2 будет способствовать улучшению положения детей-сирот, лиц из их числа при обучении и подготовке к выпуску из государственных профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Задача 3. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в части содействия трудоустройству.
Мероприятия для решения задачи:
Организация профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования .
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, обратившихся в службу занятости населения.
Трудоустройство граждан, впервые ищущих работу и зарегистрированных в ГАУ ТО Центрах занятости населения в поиске подходящей работы.
Предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
В целом реализация программных мероприятий Задачи № 3 будет способствовать профессиональному самоопределению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получению востребованной на рынке труда профессии и трудоустройству.
Задача 4. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части обеспечения жилыми помещениями.
Мероприятия для решения задачи:
Возмещение расходов по найму жилья детям-сиротам, лицам из их числа.
Приобретение жилых помещений для детей-сирот, лиц из их числа.
В целом реализация программных мероприятий Задачи № 4 будет способствовать реализации права детей-сирот, лиц из их числа на жилое помещение.
Задача 5. Дополнительные гарантии права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на медицинское обеспечение, организацию отдыха, оздоровление и занятость.
Мероприятия для решения задачи:
Диспансеризация, медицинские осмотры детей-сирот, лиц из их числа, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Диспансеризация, медицинские осмотры детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, замещающих семьях.
Организация летнего отдыха для детей-сирот, предоставление путевок в организации отдыха и оздоровления, санаторно-курортные учреждения.
В целом реализация программных мероприятий Задачи № 5 будет способствовать реализации права детей-сирот, лиц из их числа на медицинское обеспечение.
Задача 6. Судебная защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
За защитой своих прав дети-сироты а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ от 21.11.2011г. "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Мероприятия для решения задачи:
Осуществление юридического консультирования детей-сирот, лиц из их числа, включая информирование о правах, гарантиях и льготах.
Оказание содействия в реализации прав детям-сиротам, лицам из их числа, помощь в составлении документов правового характера.
Представление интересов детей-сирот в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами Тюменской области.
В целом реализация программных мероприятий Задачи № 6 будет способствовать защите личных имущественных, неимущественных прав и интересов детей-сирот, в том числе выпускников организаций для детей-сирот.
Задача 7. Предоставление социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Мероприятия для решения задачи:
Подготовка персонала образовательных организаций профессионального образования к работе со студентами из числа детей-сирот, лиц из их числа.
Применение инновационных технологий и методик социального обслуживания детей-сирот, лиц из их числа.
Сопровождение детей-сирот, лиц из их числа по вопросам жизнеустройства, включая содействие в реализации права на получение жилых помещений, оформлении прописки, получении места в общежитии, оформлении пенсий и пособий, получении материальной, гуманитарной помощи.
Проведение психолого-педагогического консультирования детей-сирот, лиц из их числа в целях социальной адаптации, минимизации последствий негативного жизненного опыта и развития способности к изменению своих ценностных ориентаций, моделей поведения, определению оптимальных путей организации собственной жизни.
Оказание психолого-педагогической помощи по раскрытию и развитию личностного потенциала детей-сирот, лиц из их числа, профилактике и коррекции (в отдельных случаях) дезадаптивного поведения, принятию и освоению собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.
Проведение тренингов по коррекции и развитию личностно-эмоциональной сферы, развитию коммуникативных навыков детей-сирот, лиц из их числа.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций (консультирование по вопросам семейной психологии, личностным проблемам, профориентации) детей-сирот, лиц из их числа.
В целом реализация программных мероприятий Задачи №7 будет способствовать успешному вхождению детей-сирот и лиц из их числа в самостоятельную жизнь.
Задача 8. Привлечение внебюджетных источников в целях расширения мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Мероприятия для решения задачи:
Привлечение средств благотворительных организаций, попечителей для решения проблем социальной адаптации и сопровождения детей-сирот, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот.
Развитие системы взаимодействия с благотворительными организациями, попечителями, волонтерскими организациями для решения проблем социальной адаптации детей-сирот, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот.
Для оказания помощи детям при Тюменском региональном отделении Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» создан Банк потребностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На базе организаций для детей-сирот созданы Попечительские советы, в состав которых входят представители коммерческих, некоммерческих организаций, участвующие в постинтернатной адаптации выпускников.
На базе коммерческих организаций дети-сироты, лица из их числа проходят производственную практику, что помогает им в дальнейшем трудоустроиться.
В целом реализация программных мероприятий Задачи №8 позволит привлечь внимание представителей коммерческих, некоммерческих организаций к проблемам социального сопровождения детей-сирот, лиц из их числа.
Раздел 4. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Реализация Программы будет осуществляться на основе межотраслевого взаимодействия в соответствии с перечнем основных мероприятий по реализации поставленных задач (приложение 1) в установленные сроки.
Общий контроль и управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор – Департамент социального развития Тюменской области, выполняющий координационные функции по отношению к другим заказчикам и исполнителям программных мероприятий.
Государственный заказчик-координатор, заказчики Программы и закрепленные за ними сферы деятельности:
Департамент социального развития Тюменской области:
Разработка и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот.
Развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, профилактика социального сиротства.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактика социального неблагополучия.
Обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей.
Обеспечение деятельности инспекторов по охране детства.
Предоставление мер социальной поддержки детей-сирот, лиц из их числа.
Оказание социально-психологического сопровождения.
Определение критериев и показателей эффективности, организация мониторинга реализации Программы.
Ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Координация деятельности государственных заказчиков по реализации программных мероприятий.
Департамент образования и науки Тюменской области:
Создание условий по организации и оказанию всех видов образовательных услуг, включая дополнительное образование.
Социальная поддержка детей-сирот, лиц из их числа при выпуске из организаций для детей-сирот, государственных профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Содействие в трудоустройстве и жизнеустройстве детей-сирот и лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот.
Создание условий для получения детьми-сиротами, лицами из их числа, в том числе выпускниками организаций для детей-сирот, профессионального образования, обеспечение мер социальной поддержки обучающихся из числа детей-сирот в профессиональных образовательных организациях.
Развитие системы взаимодействия с благотворительными организациями, попечителями, волонтерскими организациями для решения проблем социальной адаптации детей-сирот, лиц из их числа.
Обеспечение мерами социальной поддержки выпускников организаций для детей-сирот, профессиональных образовательных организаций.
Обеспечение педагогического, социально-психологического сопровождения детей-сирот, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот.
Пропаганда семейных ценностей у детей и молодежи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Департамент здравоохранения Тюменской области:
Совершенствование профилактической направленности системы организации медицинской помощи.
Оказание медицинской помощи, направленной на сохранение здоровья детей.
Диспансеризация детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, замещающих семьях.
Диспансеризация детей-сирот, лиц из их числа, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области:
Создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности, воспитания гражданственности и патриотизма у подростков и молодежи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Организация информационно-пропагандистской деятельности, направленной на профилактику наркомании, других асоциальных явлений.
Департамент труда и занятости населения Тюменской области:
Содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве.
Организация профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Главное управление строительства Тюменской области:
Уполномоченный орган по приобретению (строительству) жилых помещений с целью формирования специализированного жилищного фонда Тюменской области для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области:
Оказание специалистами ведомств системы профилактики консультативной помощи детям-сиротам, в том числе выпускникам организаций для детей-сирот.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органы местного самоуправления:
Государственное полномочие по принятию решений о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений жилищного фонда Тюменской области на основании Закона Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».
УМВД России по Тюменской области:
Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди выпускников организаций для детей-сирот, замещающих семей.
Профилактика самовольных уходов из организаций для детей-сирот.
Раздел 5. Финансовое обеспечение Программы
Основными источниками финансового обеспечения комплексной межведомственной программы «Социальная адаптация и сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Тюменской области» на 2017-2019 годы являются средства областного бюджета, включенные в государственные программы Тюменской области.
Источник: Департамент социального развития Тюменской области