Цель программы
Оказание профессиональной помощи замещающим семьям в создании условий для полноценного развития и социализации приемного ребенка
Задачи программы
Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе
1. Анализ ситуации
В Тюменской области по состоянию на 01.01.2018 года общая численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), составляла 6249 человека, это 1,8 % от общей численности детского населения. За последние три года с 92,7% до 96% увеличилась доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан. В учреждениях государственной опеки воспитываются 248 детей-сирот.
Важным направлением деятельности органов исполнительной власти является улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведется целенаправленная работа по совершенствованию законодательства, регулирующего положение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки детей, усилению мер защиты детей, находящихся на воспитании в семьях.
В области выработаны общие подходы к решению проблемы социального сиротства, это, прежде всего, формирование и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – банк данных о детях), и его видеоверсии, широкая пропаганда среди общественности существующих форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, посредством средств массовой информации (далее – СМИ), а также активное формирование социальных ценностей населения региона в отношении семейного устройства детей данной категории, создание межведомственной системы профилактики социального сиротства и единого реабилитационного пространства, в том числе по обмену данными о случаях нарушений прав детей в замещающих семьях приняты дополнительные меры по улучшению качества подбора и подготовки родителей, организации сопровождения замещающих семей, оказанию им своевременной и необходимой помощи в преодолении проблем, возникающих в воспитании детей, обеспечению приемственности программ подготовки и сопровождения.
В рамках межведомственного взаимодействия созданы и действуют координирующие органы. Для урегулирования вопросов по отдельным направлениям межведомственного взаимодействия в регионе разработаны и обеспечена реализация межведомственных соглашений.
Принят алгоритм работы органа опеки и попечительства, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по выработке единого подхода к вопросу лишения родителей родительских прав.
В регионе сформирована оптимальная сеть учреждений, оказывающих социальные услуги, обеспечивающих комплексный подход в работе с семьей и детьми, внедрение и отработку инновационных социальных программ и технологий.
В рамках действующего законодательства 29 организаций, оказывающих социальные услуги, выполняют отдельные полномочия органа опеки и попечительства. На базе данных организаций оказывается сопровождение замещающим семьям с целью повышения психолого-педагогической, правовой компетенции замещающих родителей, профилактики возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения, работают «Клубы замещающих родителей».
Задачами подготовки кандидатов к приему на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являются выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов для содержания и воспитания ребенка, помощь кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, ознакомление кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Утверждены программы обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (продолжительность обучения от 30,5 до 80 академических часов).
Оказывается комплексное сопровождение как по месту жительства семьи, так и в условиях стационара. Это постоянно действующий родительский всеобуч для опекунов, приемных родителей. Еще одним видом сопровождения являются «Клубы замещающих родителей», в которых опекуны (попечители), приемные родители, сумевшие преодолеть все трудности адаптации ребенка в семье и создавшие благополучную семейную атмосферу, делятся положительным опытом.
С 2013 года в обучающие программы для подготовки граждан к принятию детей-инвалидов, в том числе с психическими заболеваниями, на воспитание в семью, добавлен курс врачей-психиатров.
В рамках сопровождения замещающих семей оказывается консультативная помощь посредством видеосвязи (юрист, врач, педагог, психолог).
Работа с кадровым составом является неотъемлемой частью системы деятельности по защите прав детства. Специалисты, работающие с семьей и детьми, проходят курсы повышения квалификации, обучающие семинары, тренинги, стажировки и т.д.
АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» проводятся курсы повышения квалификации «Работа органов опеки и попечительства в современных условиях» для сотрудников органа опеки и попечительства и защиты прав несовершеннолетних, специалистов, реализующих отдельные полномочия органа опеки и попечительства, переданные учреждениям социального обслуживания населения.
В целях индивидуального подхода к проблемам семей, разработки адресных мероприятий по оказанию помощи и их выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации используется информационный ресурс «Электронный паспорт семьи». В настоящее время в «Электронный паспорт семьи» занесено более 85,6 % семей.
Реализуются мероприятия по персонифицированному учету семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» посредством программного комплекса «Банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» (далее – Банк данных), позволяющего обеспечить учет семей, где законные представители и родители не в полной мере выполняют обязанности по воспитанию и содержанию детей, а также отслеживать результативность принимаемых мер органами системы профилактики.
Замещающие семьи независимо от наличия (отсутствия) признаков неблагополучия включены в Банк данных, что позволяет специалистам органа опеки и попечительства осуществлять эффективный контроль, при необходимости оперативно подключиться к работе с семьей всем субъектам системы профилактики. В отношении каждой семьи с учетом выявленных проблем разработана индивидуальная программа реабилитации, содержащая как профилактические, так и реабилитационные мероприятия, в реализации которых задействованы ведомства системы профилактики.
В случае выявления социального неблагополучия в семье и необходимости одновременного проведения реабилитационной работы с матерью (отцом) и ребенком и выполнения ими родительских обязанностей под наблюдением специалистов, семья помещается в стационарное отделение социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
С целью оказания в круглосуточном режиме экстренной социальной и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в городах и районах области организована Служба экстренного реагирования (далее - СЭР). В состав СЭР входят специалисты органов внутренних дел, учреждений социального обслуживания населения, образования (инспектор ПДН, специалист по социальной работе или социальный педагог, психолог), которые при поступлении сигналов осуществляют выезд с целью оказания экстренной помощи.
В 2016 году разработан Алгоритм действий сотрудников СЭР и органа опеки и попечительства при посещении семьи с ребенком, регламентирующий взаимодействие органов и учреждений системы профилактики по фактам выявления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. В регионе с 2012 года отсутствует практика произвольного вмешательства органа опеки и попечительства в дела семьи и необоснованного отобрания детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи государства.
В круглосуточном режиме работает телефон «Доверия» в организациях, оказывающих социальные услуги, куда в анонимном порядке могут обратиться как сами несовершеннолетние, так и граждане, имеющие сведения о фактах насилия. Работа телефона «Доверия» направлена на снижение психологического дискомфорта, создание атмосферы психологической защищенности детей, подростков и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В случае обращения ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, информация незамедлительно доводится до специалистов органа опеки и попечительства для принятия дальнейших действий.
В области реализуется технология оказания экстренной психологической и социально-правовой помощи детям, родителям, в том числе замещающим семьям, через Интернет. Доступность и оперативность анонимной помощи через Интернет позволяет охватить максимальное число несовершеннолетних. Кроме того, обратиться к специалисту возможно посредством телефона, через электронную почту, через ICQ или QIP. Доступ несовершеннолетних и членов их семей к сети Интернет предоставлен через использование компьютерных классов организаций образования и организаций, предоставляющих социальные услуги. Данная технология позволяет несовершеннолетним, имеющим проблемы во взаимоотношениях с родителями, законными представителями, сверстниками, учителями, преодолеть трудную жизненную ситуацию. Одновременно она способствует предупреждению возникновения конфликтных ситуаций.
Метод взаимодействия с сетевым окружением семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедрен в практику с октября 2008 года. Основным инструментом технологии является организация сетевых встреч, на которых близкие люди, их ближайшее окружение и компетентные специалисты совместно определяют ключевые проблемы и планируют пути их решения.
Применение данного метода наиболее эффективно при работе с замещающими семьями, воспитывающими детей подросткового возраста, детей-инвалидов, детей-правонарушителей и имеющих серьезные нарушения поведения, сиблингов (детей, ранее воспитывающихся в одной семье совместно, например, родные (сводные) братья и сестры), детей, переживших насилие и требующих реабилитации в условиях семьи. Данная технология позволяет активизировать социальное окружение замещающей семьи и найти выход из кризисной ситуации.
С января 2014 года открыты Кабинеты для социально-психологической диагностики, психоэмоциональной коррекции детей, подвергшихся преступным посягательствам (далее – кабинеты), в учреждениях социального обслуживания населения, образовательных организациях муниципальных районов (городских округов) Тюменской области.
В кабинетах установлены зеркала Гезелла (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей), ноутбуки с веб-камерой для работы психолога с несовершеннолетними, отслеживания поведенческих реакций при нарушении детско-родительских отношений в диаде ребенок-родитель, наблюдения за характерными способами поведения несовершеннолетних в естественных условиях.
На базе организаций, оказывающих социальные услуги, организована работа лекотеки – системы комплексного психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 июля 2016 года в регионе стартовал проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Диалог поколений». Целью проекта является формирование правовой и политической культуры, гражданственности, патриотизма и социальной ответственности детей и родителей, вовлечение подростков в мероприятия, проводимые ветеранскими организациями. Активисты ветеранских организаций оказывают помощь семьям с детьми, имеющим трудности в воспитании подростков, передают им свой профессиональный, жизненный опыт. В реализации проекта принимают участие свыше 620 ветеранских организаций, задействовано более 3,7 тыс. активистов – ветеранов. Социально ориентированная помощь оказана 5 тыс. семей.
Совместно с благотворительным фондом «Измени одну жизнь» создаются видеосюжеты о детях-воспитанниках организаций для детей-сирот.
Для граждан, желающих принять ребенка на воспитание, а также детей-сирот и лиц из их числа функционирует сайт регионального оператора государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, Тюменской области «Усыновление в Тюменской области» - www.detkitmn.ru.
В 2016-2017 годах проведены Первый, Второй и Третий региональные форумы замещающих семей (далее - Форум). На Форумах были рассмотрены и обсуждены вопросы, волнующие замещающие семьи, проведены мероприятия, мастер-классы, раскрывающие творческие способности детей и родителей.
Продолжается сотрудничество организаций для детей-сирот, замещающих семей Тюменской области с АНО «Просветительский Центр Благотворительного Содействия Здоровому Образу Жизни «ПРО-Движение72», ТРОО «Тепло души детям-сиротам». Волонтеры занимаются сопровождением приемных семей. Семьи, воспитывающие детей, получают услуги репетиторов основных дисциплин школьной программы, логопеда, няни малолетних детей, транспортные услуги, поздравление с праздниками, сопровождение на культурно-массовые, общественные и иные мероприятия. Волонтеры оказывают сопровождение и помощь замещающим семьям в воспитании детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Регулярно проводятся акции, реализуются социальные проекты, направленные на привлечение внимания к проблемам детей-сирот.
Печатные СМИ на постоянной основе публикуют официальные документы и комментарии по всему спектру вопросов целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот.
Региональным оператором Тюменской области используется программный продукт «Аист ГБД» на региональном уровне в рамках деятельности по модернизации системы банка данных о детях Минобрнауки России, позволяющий осуществлять оперативный обмен информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, между федеральным и региональными банками данных с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Действуют административные регламенты по предоставлению государственных услуг в сфере защиты прав детей-сирот, которые также предоставляются в электронном виде.
Для оказания содействия гражданам в получении документов организована система межведомственного электронного взаимодействия.
Приняты и действуют необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации деятельности субъектов системы профилактики по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства, определяющие меры социальной поддержки детей и семей.
Вместе с тем, в 2017 году зарегистрировано 24 возврата детей из замещающих семей под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.
В целях предупреждения возвратов детей в организации, обеспечения преемственности программ подготовки и сопровождения необходимо принятие программы сопровождения замещающих семей.
2. Основная цель и задачи реализации Программы
Цель -оказание профессиональной помощи замещающим семьям в создании условий для полноценного развития и социализации приемного ребенка.
Реализация указанной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
Сроки реализации Программы: 2018 – 2020 годы.
3. Организация сопровождения
замещающих семей
3.1. Основные категории семей, в отношении которых организуется сопровождение
Сопровождение осуществляется в отношении замещающих семей на этапе их создания и функционирования.
3.2. Принципы организации сопровождения семей
При организации сопровождения замещающих семей учитываются принципы:
- непрерывности сопровождения;
- рекомендательного характера консультаций специалистов;
- комплексности, предполагающей включение в качестве ответственных за реализацию мероприятий индивидуальной программы специалистов различных ведомств и учреждений (комплексное сопровождение);
- конфиденциальности.
3.3. Координатор и участники процесса сопровождения семей
Сопровождение семей в каждом городском округе (муниципальном районе) осуществляется на базе организаций, оказывающих социальные услуги (далее – служба сопровождения).
Координатором сопровождения замещающих семей является Департамент социального развития Тюменской области.
3.4. Основные модули программы сопровождения замещающих семей
1 модуль – общее сопровождение замещающих семей на этапе создания и функционирования.
2 модуль - профильное сопровождение замещающих семей.
3 модуль - организационно-методическое сопровождение специалистов, работающих с замещающими семьями.
4 модуль - создание и развитие регионального «профессионального» сообщества замещающих семей, поддержка гражданских и общественных инициатив населения в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.
3.5. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Реализация Программы осуществляется в соответствии с поставленными задачами.
Общий контроль и управление реализацией Программы осуществляет основной разработчик (координатор) – Департамент социального развития Тюменской области, выполняющий координационные функции по отношению к другим исполнителям программных мероприятий.
3.6. Порядок получения сопровождения
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг (социального обслуживания), в том числе сопровождения граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, замещающих семей, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), подростков с психическими расстройствами, расстройствами поведения, воспитывающихся в замещающих семьях, является заявление.
О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения могут обращаться с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания в:
- управление социальной защиты населения (уполномоченный орган государственной власти Тюменской области);
- учреждение социального обслуживания населения по месту жительства (месту пребывания);
- многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Социальные услуги могут быть предоставлены в рамках предоставления срочных социальных услуг без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно (в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления).
Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставляемых срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
В случае необходимости представления гражданам социальных услуг в форме стационарного и полустационарного социального обслуживания Комиссией при территориальном управлении социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и (или) социальном сопровождении.
Управлением социальной защиты населения совместно с территориальным подразделением органа опеки и попечительства разрабатывается индивидуальная программа, в которой указываются виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, мероприятия по сопровождению.
В течение суток со дня представления индивидуальной программы учреждение издает приказ о принятии на социальное обслуживание и заключает с гражданином либо его представителем договор о предоставлении социальных услуг.
Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр индивидуальной программы передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления гражданином о предоставлении социальных услуг (социальном обслуживании). Второй экземпляр индивидуальной программы остается в управлении социальной защиты населения.
В целях обеспечения предоставления социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, а также обеспечения содействия в предоставлении гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется социальное сопровождение в рамках межведомственного взаимодействия.
После реализации индивидуальной программы сторонами подписывается акт выполненных работ, свидетельствующий об удовлетворенности качеством предоставленных услуг.
При выявлении обстоятельств, требующих предоставления социальных услуг и (или) социального сопровождения, не предусмотренных индивидуальной программой, вносятся соответствующие изменения в действующую индивидуальную программу.
При выявлении обстоятельств, требующих сопровождения граждан, в период после реализации индивидуальной программы, гражданин может обратиться в управление социальной защиты населения с повторным заявлением о предоставлении социальных услуг (социального обслуживания) в порядке, установленном настоящим пунктом.
1 модуль. Общее сопровождение замещающих семей на этапе создания и функционирования
Виды социально-психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи:
Долгосрочное (мониторинговое) сопровождение замещающей семьи (с момента устройства ребёнка в семью до момента выхода ребёнка из семьи):
Критерии:
- в 13 лет – психологическое обследование психоэмоционального состояния ребёнка;
- в 15 лет - психологическое обследование психоэмоционального состояния и профессионального самоопределения.
На базе проведённого психологического обследования:
- разработка рекомендаций для опекунов по обеспечению бесконфликтного общения с детьми, а также при необходимости определение замещающих детей и родителей в группы психологической поддержки;
- организация группы психологической поддержки для замещающих родителей, испытывающих временные трудности во взаимоотношении с приёмными детьми, либо принявших решение отказаться от опеки (попечительства) над ребёнком.
Формат группы: открытая, члены группы могут добавляться или выходить из неё. Количество участников: не более 15 человек. Форма работы: групповой тренинг с элементами психотерапии. Периодичность: 1 раз в месяц. Длительность: 4 часа;
- организация группы психологической поддержки для подростков, испытывающих трудности адаптации в социуме, конфликты во взаимоотношениях с замещающими родителями.
Формат группы: клуб. Группа открытая, её члены могут добавляться или выходить из неё. Количество участников: не более 15 человек. Форма работы: групповой тренинг с элементами психотерапии. Периодичность: 1 раз в месяц. Длительность: 3 часа. Возрастная категория: 14-17 лет.
Модуль 2. Профильное сопровождение замещающих семей
Профильное сопровождение включает в себя:
- реабилитационная работа на базе социально-реабилитационных центров с законным представителем и ребенком, при этом законный представитель продолжает с помощью специалистов выполнять свои родительские обязанности. Реализация мероприятий осуществляется при участии специалистов ведомств системы профилактики;
- обучение замещающих родителей на базе социально-реабилитационных центров особенностям взаимодействия их с детьми с ОВЗ.
Модуль 3. Организационно-методическое сопровождение специалистов, работающих с замещающими семьями
Цель модуля - формирование и развитие компетентности (профессиональной, информационной, коммуникативной) специалистов и психологов, осуществляющих процесс сопровождения замещающих семей с учетом использования современных методических требований.
Сопровождение осуществляется на базе АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья».
Задачи модуля:
- развитие системы организационно-методического сопровождения специалистов и психологов;
- информирование о содержании методического сопровождения;
- анализ квалификации специалистов органов опеки и попечительства, в том числе по направлению их подготовки, и организация работы по повышению их квалификации и (или) профессиональной переподготовке;
- консультирование по запросу;
- обмен опытом.
Периодичность обучения:
1 квартал – обучение специалистов социальной сферы;
2 квартал – обучение специалистов и сотрудников органа опеки и попечительства;
4 квартал – обучение специалистов ведомстве системы профилактики.
Модуль 4. Создание и развитие регионального «профессионального» сообщества замещающих семей, поддержка гражданских и общественных инициатив населения в отношении детей, оставшихся без попечения родителей
Цель - использование ресурса самих замещающих родителей в психолого-педагогическом сопровождении замещающих семей, формирование позитивного отношения общества к проблемам замещающих семей, повышение гражданской активности и ответственности населения в отношении положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- оказание всесторонней помощи и поддержки замещающим родителям в осуществлении совместных семейных планов, замыслов и развитие ресурсов замещающей семьи;
- расширение сферы общения детей и взрослых через организацию активного досуга;
- обмен опытом между замещающими родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей.
Основные направления деятельности:
- развивающие занятия с детьми из замещающих семей;
- досуговые мероприятия для замещающих семей в праздничные, выходные и каникулярные дни;
- творческая мастерская и мастер-классы для детей и замещающих родителей;
- конференции, конкурсы и форумы;
- методическое сопровождение мероприятий;
- сопровождение замещающих семей через проведение социально значимых мероприятий;
- разработка и подготовка полиграфической продукции (листовки, буклеты и т.д.) рекламно-информационного характера;
- оказание предприятиями и организациями различных форм собственности помощи замещающим семьям и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в этих семьях;
- проведение тематических круглых столов;
- проведение тематических экскурсий, встреч, лекториев;
- распространение опыта замещающих семей через средства массовой информации, интернет-ресурсы. Одним из важных моментов пропаганды семейных форм устройства является информирование населения через средства массовой информации о положительном опыте воспитания детей-сирот, об их успехах в различных сферах жизни. В регионе проводятся Форумы замещающих семей. Тюменская область является участником Всероссийского конкурса художественного творчества «Ассамблея замещающих семей», способствующего распространению положительного опыта семейного воспитания, организации досуга, совершенствования взаимоотношений взрослых и детей. Создан региональный орган «Ассамблея замещающих семей» («Ассоциация замещающих семей»), деятельность которого направлена на повышение авторитета семьи в обществе, укрепление традиций совместного творчества. В регионе проводятся Форумы замещающих семей.
4. Информационное обеспечение процесса
сопровождения замещающих семей
4.1. Межведомственное (внутриведомственное) взаимодействие по обмену информацией между заинтересованными организациями, участвующими в сопровождении замещающих семей, осуществляется путем направления запросов о предоставлении информации о реализации мероприятий индивидуальных программ, в том числе, организации сопровождения.
Условием обмена информацией является соблюдение конфиденциальности персональных данных замещающих семей, нуждающихся в сопровождении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Межведомственное (внутриведомственное) взаимодействие по обмену информацией между участниками межведомственного взаимодействия осуществляется посредством персонифицированного учета семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» посредством программного комплекса «Банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания».
4.3. В целях обеспечения эффективной организации процесса сопровождения замещающих семей информация о перечне организаций, видах услуг, категориях семей, которым оказывается содействие в их предоставлении, размещается на сайтах:
Предоставление замещающим семьям информационно-справочных материалов в ходе проведения социальных акций, праздничных мероприятий, уличных проектов распространение.
Размещение доступной информации для замещающих семей в средствах массовой информации.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Последовательная реализация Программы позволит:
Для оценки хода реализации и эффективности реализации проекта Программы используются следующие показатели эффективности и результативности (приложение 1).
6. Примерный перечень нормативных актов, необходимых для утверждения Программы
В связи с утверждением Программы принятия дополнительных нормативных правовых актов не потребуется.
Источник: Департамент социального развития Тюменской области