Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и другие эмоции. Знание особенностей поведения и общения с ребенком раннего возраста поможет родителю понять, что отличает малыша от детей старшего возраста и от взрослых. Мир ребенка начинается с его семьи. В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя.
Чаще всего малыши эмоционально живут в настоящем, немедленно реагируя на текущие события своей жизни. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой. При этом ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания. Эмоции малыша могут быть яркими и часто противоречивыми. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний ребенок выбирает одну и через 1-2 минуты уже желает играть с другой игрушкой. Сделать выбор малышу в раннем возрасте еще чрезвычайно трудно. Ребенок будет успешно развиваться и общаться только тогда, когда у него будет создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание – вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребенку помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности. Считается важным если родители оформили детскую комнату и приблизились к миру детей - игровому миру, так как игра очень близка детям. Каждому ребенку важна возможность пообщаться в этом игровом пространстве со взрослым, включиться в игровую ситуацию, чтобы почувствовать себя свободнее.
В игровом пространстве ребенок может играть роль. Пребывание в ролях компетентных уважаемых лиц, обладающих замечательными способностями и талантами, заряжает детей новыми силами, и они могут вернуться из игрового пространства в повседневную жизнь более уверенными в себе. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В раннем возрасте ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3-4 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать. Так же ребенок может стремиться к общению со сверстниками и в тоже время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.
Часто родители задают вопрос, чем одарить ребенка? Ребенку можно подарить игрушку. Это разовьёт в какой-то степени его воображение и займёт его на некоторое время. Ребёнку можно подарить книжку и тем самым стимулировать фундамент развития.
Но родители могут делать своим детям и бесценные подарки, то есть такие, которые не имеют цены в денежном выражении. Например: Позитивное мышление и оптимистичное жизненевосприятие мира. Если вы не одарите своего ребёнка этим, то рискуете вырастить несчастного, вечно недовольного жизнью неудачника, обвиняющего в своих проблемах, трудностях и бедах всех и вся вокруг. В раннем детстве еще очень трудно малышу или малышке реагировать адекватно на эмоции других людей. Общаясь с детьми и другими людьми ребенок ориентируется на собственные желания. Он не может еще проявлять сопереживания и сочувствие. Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Ранний возраст – это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. Роскошь человеческого общения в семье и основные навыки общения с людьми. Собирайте и копите в своей семье хорошие традиции, добрые отношения и ласковые слова.
Первые шаги к общению с ребенком:
Устанавливаем контакт глазами с ребенком, для этого спуститесь на уровень глаз ребенка.
Называем друг друга ласковыми именами.
Становимся более терпимыми к друг другу, позволяя другому человеку быть другим.
Говорим тихо, делаем всё основательно и спокойно.
Добавляем в свою речь как можно больше слов «Спасибо!» и
« Пожалуйста!»
Бережем настроение друг друга.
Устанавливаем позитивный и дружелюбный микроклимат в семье.
Рассказываем друг другу забавные истории и шутки.
Никого и ничего не критикуем и не судим.
Список литературы:
Бикеева А. С. Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения./ Ростов Н/Д: Феникс. 2012 г.
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ - Изд. 6-е – Ростов Н/Д: Феникс. 2013 г.
Газета в газете Дошкольный психолог №3 (8) 2006 г. № 11
Шапиро Е.И. Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3х лет. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014 г.
Составитель ведущий психолог отделения «Агентство развития семейных технологий и форм устройства несовершеннолетних» – Ставрова Александра Владимировна.
Источник: Департамент социального развития Тюменской области